В 2023 г. нарушителями в судах оспорено 11 постановлений Госжилинспекции РД, из них 7 постановлений оставлены без изменения, 2 постановления отменены и 2 постановления находятся в производстве.
За отчетный период Госжилинспекцией РД в рамках ч. 12 ст. 20 ЖК РФ подано 24 исковых заявлений о понуждении исполнения выданных предписаний, одно исковое заявление о признании недействительным протокола общего собрания собственников, из них удовлетворено 6 исковых заявлений, отказано в одном, 18 исковых заявлений находятся в производстве.
В рамках досудебного обжалования решении, предписаний, действия (бездействия) Инспекции за отчетный период поступило 2 жалобы. Одна жалоба связана с решением Инспекции об отказе внесении сведений в реестр управления многоквартирными домами, другая о признании незаконным предписания Инспекции о приведении в первоначальное состояние перепланированного помещения многоквартирного дома.
В первом случае жалоба управляющей компании о внесений изменений в реестр многоквартирного дома удовлетворена, во втором в удовлетворении отказано, не согласившим с которым заявитель обратился в судебный орган.
По итогам анализа судебной практики в 2023 г. хотелось бы коротко остановится на деле по иску Госжилинспекции РД к управляющей компании о признании недействительным решения общего собрания собственников о выборе способа управления многоквартирным домом.
В Госжилинспекцию РД поступил протокол общего собрания собственников многоквартирного дома о выборе для управления управляющей компании, которая не имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом, с отлагательным условием, что УК в будущем получит лицензию.
Учитывая то обстоятельство, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом не допускается без лицензии, Госжилинспекция РД обратилась с исковым заявлением о признании недействительным такого решения.
Решением суда общей юрисдикции в иске Госжилинспекции РД отказано, чем мотивировал суд такое решение до сих пор неизвестно, так как, несмотря на длительное время, прошедшее со дня объявления резолютивной части, суд не направил в Госжилинспекцию РД свое мотивированное решение, после получения которого оно будет соответственно оспорено.
Как нам представляется такая спорная ситуация возникла в связи с правовой неопределенностью норм жилищного законодательства, касательно о возможности выбора управляющей компании не имеющей лицензии с отлагательным условием, что лицензия будет получена в будущем.
Предложения о внесения изменений в жилищное законодательство
Говоря о внесение изменений в жилищное законодательство следует отметить неподдающиеся логике положения некоторых нормы Постановления № 336, в частности, в соответствии с абз. 9 пп. «б» п. 3 Постановления проверка в рамках жилищного и лицензионного контроля в случае поступления жалобы граждан в связи с защитой своих нарушенных прав проводится без согласования с органами прокуратуры, но как это следует из абз. 11 пп. «а» п. 3 Постановления проверка исполнения предписания, выданного в рамках указанных видов контроля проводится только после согласования с органами прокуратуры.
То есть, выявлять нарушение обязательных требований и выдать предписание об их устранении допускается без согласования с органами прокуратуры, а проверка его исполнения допускается только после согласования с органами прокуратуры.
3. Неоднозначная ситуация сложилась в ходе осуществления процедуры продления срока действия лицензии, т.е. когда управляющая компания была лишена лицензии в связи с истечением срока ее действия, но в последующем (к примеру, через месяц) получила новую лицензию, в этом случае возникает вопрос, имеет ли управляющая компания право управлять этим многоквартирным домом без нового решения собственников помещений о выборе этой управляющей компании.
Следует сразу оговорится, что в действующем жилищном законодательстве отсутствуют нормы, которые четко регулировали бы данный вопрос, что в свою очередь порождает правовую неопределенность.
При решении данного вопроса Госжилинспекция РД исходила о необходимости принятия нового решения о выборе управляющей компании (при условии управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса, либо временного управления).
Тем не менее, считаем необходимым внести соответствующие изменения в действующее жилищное законодательство с тем, чтобы в правоприменительной практике по указанным вопросам сложилась единообразное понимание и применение норм законодательства.