С 1 июля 2025 года планируется ввести обязательный претензионный порядок рассмотрения жалоб на организации, управляющие МКД.
Сначала на обращение должны ответить УО и ТСЖ, а надзорные органы – только в отсутствие их реакции или в случае неразрешения конфликта.
Такая инициатива была озвучена на Форуме контрольных органов, который прошёл 31 октября в Калининграде.
Суть инициативы в том, что любая жалоба, поданная через государственный информационный ресурс, сначала будет переслана в УК. Если управляющая компания или ТСЖ, ЖСК проигнорирует ее, либо ответит (о том, что жалоба жителя МКД удовлетворена – например, отремонтирован участок стены или устранена течь), но с этим ответом не согласится автор жалобы, – орган ГЖН сможет провести проверку.
Если обращение поступило устно, на приеме, или почтой, – его рассмотрят в рамках Закона № 59-ФЗ об обращениях граждан, но контрольно-надзорное мероприятие со взаимодействием провести будет нельзя. Минэкономразвития России полагает, что законопроект с данной инициативой будет принят в весеннюю сессию и начнет работать с 1 июля 2025 г.